Для слабовидящих аА

Официальный сайт

О нововведениях в государственных закупках


Инспекция финансового контроля по Восточно-Казахстанской области доводит до Вашего сведения, что 04 декабря 2015 года Главой государства был подписан Закон «О государственных закупках» №434-V (далее – Закон), который введен в действие с 01 января 2016 года.

Закон принят в соответствие с поручением Главы государства, а также в рамках Плана Нации – «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ.

11 декабря 2015 года приказом Министра финансов Республики Казахстан №648 были утверждены новые Правила осуществления государственных закупок (далее – Правила), которые также как и Закон введены в действие с 01 января 2016 года.

В соответствии с новым Законом и новыми Правилами введена в эксплуатацию новая платформа веб-портала государственных закупок.

На этапе планирования имела место проблема планирования бюджета по завышенным ценам. Для решения этой проблемы, Законом внедрен исключительно электронный формат заключения договоров. Это позволит формировать на веб-портале полную и достоверную информацию по закупаемым товарам, работам, услугам и определять их средние закупочные цены (так называемый «Модуль цен»).

Тем самым, бюджеты государственных организаций будут формироваться не на основе прайс-листов, как это было до нововведений, а на основе средних закупочных цен, сформированных на веб-портале, которые также будут служить ориентиром для планирования бюджета.

В случае заключения договора по ценам, превышающим диапазон, установленный Модулем цен, автоматически будет срабатывать система управлениями рисками, что будет являться основанием для проведения проверки.

Проблемы несвоевременного проведения государственных закупок решены Законом путем внедрения института предварительного годового плана государственных закупок. В частности, заказчикам предоставляется возможность проводить государственные закупки до утверждения бюджета, на основании положительного заключения соответствующей бюджетной комиссии. При этом договор победителю будет направляться только после утверждения соответствующего бюджета.

Законом введён институт предварительного обсуждения технической спецификации. Это позволит потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с технической спецификацией и, в случае необходимости, оспорить «невыполнимые» условия конкурсной документации.

На этапе рассмотрения заявок, имелась проблема необоснованного отклонения заявок, что приводит к признанию закупок несостоявшимися. Данные вопросы решены путем установления следующих норм. Первое, участникам закупок предоставляется возможность взаимного просмотра документов после вскрытия заявок. Иными словами говоря, теперь участники закупок смогут видеть какие документы были вложены их конкурентами в заявках. Это позволит им оценивать обоснованность решений, принятых заказчиками.

Второе, отклонение заявок без указания конкретных причин также являлось одной из распространенных нарушений заказчиков. В этой связи, Законом установлена обязанность заказчиков подробно и конкретно описывать причины отклонения заявок, с указанием подтверждающих документов. В случае неисполнения указанных требований Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан предусматривается административная ответственность должностных лиц.

Третье, препятствием развитию добросовестной конкуренции являются нормы, позволяющие проводить государственные закупки способом из одного источника (путем прямого заключения договора), то есть где выбор поставщика определялся заказчиками без проведения конкурсных процедур. В этой связи, Законом сокращается количество оснований для таких закупок с 68 до 54 позиций.

Кроме того, ужесточаются требования к закупкам способом из одного источника. Теперь, заказчики, должны обосновать необходимость осуществления закупки способом из одного источника. По итогам таких закупок они обязаны подготовить отчет с обоснованием выбора поставщика и цены заключенного договора, который должен быть размещен на веб-портале.

На этапе подведения итогов и заключения договоров имелись проблемы с их обжалованием. Так, ранее обжалование итогов не приостанавливало заключение договора, что позволяло заказчикам осуществлять закупки, проведенные с нарушением законодательства. Теперь, согласно новому Закону, в случае наличия жалобы на итоги государственных закупок, заключение договора будет приостанавливаться до рассмотрения этой жалобы.

Кроме того, на данном этапе имелась проблема, когда потенциальные поставщики, признанные победителями уклоняются от заключения договора. Причем такие факты носят массовый характер.

Теперь, согласно новому Закону потенциальные поставщики, уклонившиеся от заключения договора, будут включаться в Реестр недобросовестных участников государственных закупок (далее – Реестр) автоматически веб-порталом, в день уклонения от заключения договора.

Так, если победитель закупок в течение 3-х дней не подпишет договор, с использование своей электронно-цифровой подписи, на четвертый день он уже будет находиться в Реестре.

Кроме того, учитывая массовый характер уклонения от заключения договоров, а также в целях недопущения срыва государственных закупок в Законе внедрено понятие «второй победитель». Так, в случае уклонения победителя от заключения договора, договор будет заключаться со вторым победителем, на которого также будет распространяться условие об автоматическом включении в Реестр в случае уклонения его от заключения договора.

На этапе исполнения договоров имеются проблемы необоснованного отказа от приемки товаров, работ, услуг и несвоевременной оплаты. Для их решения Законом предусматриваются следующие нормы: внедряются электронные счет-фактуры, электронные накладные на поставку товаров, электронные акты выполненных работ и оказанных услуг (вводится в действие с 01 января 2017 года). Данная мера позволит посредством веб-портала фиксировать факт поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; Законом устанавливается срок для полной оплаты поставщику, не превышающим 30 дней со дня исполнения договорных обязательств.

В рамках обеспечения прозрачности процедур, Законом 100% государственных закупок переводятся на электронный формат, за исключением закупок, составляющих госсекреты.

С учетом полной автоматизации процессов закупок появилось возможность дистанционного контроля, в связи с чем, Законом внедрены нормы по проведению камерального контроля со стороны уполномоченного государственного органа.

Законом и Правилами предусматривается ряд других норм, направленных на упрощение и прозрачность государственных закупок, что в конечном итоге позволит минимизировать коррупционные риски и повысить эффективность процесса государственных закупок.

Галерея фотографий

Loading carousel items...