Для слабовидящих аА
Официальный сайт

​Сохранение института аренды сельхозземель


Для совершенствования института аренды сельхозземель устанавливается отдельный порядок их предоставления на конкурсной основе.

Для проведения конкурса акиматом утверждается Перечень земель согласованный с общественными советами и неправительственными организациями.

Извещения о проведении конкурса публикуются в СМИ, на официальных интернет-ресурсах акиматов и Министерства сельского хозяйства.

В состав земельной комиссии (не менее 9 человек), определяющей победителя конкурса, включаются представители общественных советов и организации не менее 50% от общего числа членов комиссии.

Данные нормы вводятся для предотвращения коррупционных нарушений и прозрачности процедуры предоставления земель.

Утверждение типовой формы договора аренды земель

Типовой формой договора аренды земельного участка устанавливаются единые требования арендаторам по исполнению обязательств по использованию землии их ответственности.

При использовании земель необходимо строго обеспечить их целевое использование с максимальным эффектом для арендаторасучетом требований охраны, как земельных ресурсов, так и окружающей среды.

Земля – это основа сельскохозяйственного производства, основной источник благополучия народа.

Типовым договором аренды предусмотрено усиление обязанностей арендатора по рациональному использованию сельхоз земель.

Кроме того, в договор будут заложены обязательства и намерения, предложенные арендатором в конкурсном предложении.

Несоблюдение условий договора аренды земельного участка будет являться основанием для его расторжения в установленном законодательством порядке.

Установление ограничений по использованию сельхозземель на приграничных территориях

Сельхоз угодья, расположенные в пределах пограничной полосы Государственной границы, не предоставляются в собственность и землепользование.

На указанных территориях допускается их использование для нужд местного населения (выпас скота, сенокошения).

Устанавливается запрет на предоставление сельхоз земель, расположенных в пограничной зоне, иностранцам, гражданам Республики Казахстан, состоящим в бракес иностранцами и юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием.

Земельные участки, расположенные в пограничной зоне Государственной границы РК, не могут принадлежать на праве собственности иностранцам, гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке с иностранцами, а такжеюридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием.

Обеспечение пастбищами сельского населения

На сегодняшний день большая часть пастбищ вокруг населенных пунктов находится в частной собственности или арендеотдельных лиц.

Законопроектом акимам предоставлена возможностьизъятия пастбищ необходимых для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья, путем отнесения нужд населения в пастбищных угодьях к государственным нуждам.

Устанавливается запрет на предоставление пастбищ и сенокосов используемых и предназначенных для нужд населения в аренду физическим и юридическим лицам Республики Казахстан.

На сегодня акиматами проводятся работы по установлению границ сельских населенных пунктов и определения потребности в пастбищахвокруг населенных пунктов, необходимых для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья.

Мораторий на сельхоз земли

В 2016 году Указом Президента и соответствующими законами введен мораторий до 31 декабря 2021 года на нормы Земельного кодекса в части предоставления сельхоз земель в частную собственность казахстанцам и в аренду иностранцам.

По данному вопросу была создана Комиссия по земельной реформе. По итогам проведенных заседаний и встреч с населением членами Комиссии единогласно поддержано предложение о сохранении института аренды сельхозземель казахстанцам и совершенствования процедуры предоставления сельхоз земель, находящихся в государственной собственности.

Также расширяется действие моратория на предоставление сельхозземель в аренду совместным предприятиям, имеющим любой процент иностранного участия.

Справочно:

1. Указ Президента Республики Казахстан от 6 мая 2016 года № 248«О введении моратория на применение отдельных норм земельного законодательства»;

2. Закон РК от 30 июня 2016 года «О приостановлении действия некоторых норм Земельного кодекса и введения в действие Закона от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс»

Приостановление до 31 декабря 2021 года следующих норм земельного законодательства:

предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам РК в частную собственность;

предоставление земель сельскохозяйственного назначения иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам РК, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем 50 процентов на праве аренды.

Ведение постоянного мониторинга использования сельхоз земель

В целях усиления контроля за рациональным использованием сельхозземель предусматривается ведение постоянного мониторинга использования земель:

первые 5 лет аренды – ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне каждые 3 года,на богарной каждые5 лет.

Мониторинг осуществляется Комиссией создаваемой акиматом в составе которого должны быть представители органов земельных отношений, сельского хозяйства, общественных организаций и объединений.

Приведении сельского хозяйства, необходимо следить за сохранением производительных свойств земли, поддерживая плодородие почвы и не ухудшая ее качества.

Эффективное использование земли – важнейшее условие увеличения производства всех видов сельскохозяйственной продукции.

Результаты мониторинга будут служить основанием для предоставления рекомендации продления или отказа в аренде земельного участка.

Установление максимальных размеров сельхозземель

Законопроектом предусматривается установление предельных размеров земель сельхозназначения предоставляемых в аренду казахстанцам.

Размеры их будут утверждены Правительством по предложению местных представительных и исполнительных органов в пределах одного административного района каждой области по видам угодий.

Расчет размеров сельхоз земель производится с учетом природно-сельскохозяйственных зон, специализации региона, землеобеспеченности сельского населения и производственных ресурсов.

Установление ограничений размеров земельных участковпозволит обеспечить рациональное и эффективное использование земель за счет конкурентного использования трудовых ресурсов местного населения.

Галерея фотографий