Для слабовидящих аА
Официальный сайт

Будьте грамотным потребителем


Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Восточно-Казахстанской области (ВКО, г. Усть-Каменогорск, ул. Бурова 20, тел.: 8(7232)-26-37-40, факс: 8(7232)-57-79-91, e–mail: oskemen@economy.gov.kz.) разъясняет положения Закона Республики Казахстан«О защите прав потребителей»от 4 мая 2010 года №274- IV (далее –Закон).

Вопрос 1.Приобрели в кредит холодильник с гарантийным сроком 1 год. Через 3 месяца эксплуатации у холодильника сгорел двигатель. В гарантийной мастерской сказали, что двигателей на данную модель холодильникав наличии нет. Что делать в этом случае, если за кредит приходиться продолжать платить, а холодильник не работает и можно ли потребовать замены неисправного холодильника на другой?

Ответ:В соответствии со статьей 15 Закона, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены на товар аналогичной марки, замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы и т.д.

Также, согласно пункту 5 статьи 30 Закона, в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец обязан удовлетворить требования потребителя, если не докажет, что недостатки в товаре возникли после их передачи потребителю вследствие нарушения потребителем правил пользования товара или его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Кроме того, согласно пункту 5 статьи 23 Закона гарантийное обязательство не прекращается в случае невозможности выполнения такого обязательства ввиду отсутствия необходимых для его выполнения материалов, комплектующих или запасных частей.

В случае отказа в удовлетворении требований в соответствии со статьей 22 Закона потребитель вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), потребитель вправе обратиться в суд.

Вместе с тем, соглашения по выданному вам кредиту остаются в силе, так как отношения по поводу кредита были оформлены между Вами и банком.

Вопрос 2. Заключили договор с фирмой на оказание услуг по изготовлению мебели. Срок исполнения по договорубыл одна неделя. Однако мебель была доставлена только через месяц, т.е. были нарушены сроки исполнения обязательства со стороны фирмы. После сборки и установки мебели выявились дефекты в изготовленной мебели. Можно ли в соответствии с Законом потребовать от фирмы выплатить неустойку за допущенную просрочку и устранить выявленные дефекты?

Ответ:Согласно пункту 3 статьи 30 Закона с согласия потребителя недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены продавцом (изготовителем) в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором.

Срок устранения недостатков товара, определяемый договором, не может превышать двадцати календарных дней. В случае, если во время устранения недостатков, обнаруженных в товаре, станет очевидным, что они не будут устранены в срок, стороны могут заключить дополнительное соглашение о продлении срока на устранение недостатков товара на десять календарных дней. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования, специалиста и другого не является основанием для освобождения от ответственности изготовителя (продавца) за нарушение срока устранения недостатков товара.

В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не использовался. Указанное время исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков до момента исполнения требования потребителя.

В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Закона за просрочку выполнения требований потребителя продавец (изготовитель), допустивший такие нарушения, выплачивает потребителю неустойку в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки, если иное не установлено законами Республики Казахстан.

Также, согласно пункту 2 статьи 35 Закона потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) не были устранены исполнителем либо если отступления в работе (услуге) от условий договора или иные недостатки работы (услуги) являются существенными и неустранимыми.

Для защиты своих прав потребитель может обратиться:

  • с досудебной претензией к продавцу (исполнителю), нарушившему право;
  • в общество защиты прав потребителей;
  • в суд с исковым заявлением.

Законодательством Республики Казахстано защите прав потребителей предусмотрен досудебный порядок рассмотрения споров, как обязательная стадия процесса защиты прав потребителей - обращение потребителя или общества защиты прав потребителей с письменной претензией к продавцу (исполнителю).

Если купленный Вами товар оказался неисправным, а услуга некачественной, обязательно воспользуйтесь своими правами в соответствии с Законом.

Галерея фотографий

Loading carousel items...