Для слабовидящих аА
Официальный сайт

​«Будьте грамотным потребителем!»


Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Восточно-Казахстанской области (ВКО, г. Усть-Каменогорск, ул. Бурова 20, тел.: 8(7232)-26-37-40, факс: 8(7232)-57-79-91, e–mail: oskemen@economy.gov.kz.) разъясняет положения Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей" от 4 мая 2010 года №274- IV (далее –Закон).

Вопрос-1. В магазинах продается сливочное масло по цене 1 200 тг/кг. На этикетке написано «Масло крестьянское». Других сведений нет. Правильно ли это?

Ответ: В соответствии со ст.10 Закона потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре, а также о продавце.

Согласно ст. 25 Закона информация о товаре в обязательном порядке должна содержать:

- наименование товара,

- знак соответствия в случае, если товар подлежит процедуре подтверждения соответствия требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами и иными документами;

- сведения об основных потребительских свойствах, о пищевой биологической и энергетической ценности продукта, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

- состав товара, в отношении продуктов питания- сведения о составе, в том числе о наличии и количестве пищевых добавок, кормов и кормовых добавок, биологически активных добавок к пище.

- сведения о наличии в продуктах питания компонентов, состоящих из полученных с применением генетически модифицированных организмов, в случае если их содержание в таком компоненте составляет 0,9 и более процентов. При этом слова «Данный продукт содержит генетически модифицированные организмы» должны указываться отдельно стоящим предложением, для упакованных продуктов-на ярлыке, для неупакованных продуктов –на указателях о продукте.

- товарный знак изготовителя;

- страну происхождения товара;

- стоимость и условия приобретения товара;

- наличие или отсутствие гарантийного срока;

- рекомендации по приготовлению пищевых продуктов;

- дату и место изготовления, срок службы и срок годности, срок хранения товара..;

- наименование, местонахождение (юридический адрес) продавца, местонахождение индивидуального предпринимателя или юридического лица, уполномоченного продавцом на принятие претензий от потребителя..;

- величину массы (нетто), объем, количество и комплектность товара;

- сведения о назначении и об условиях эффективного и безопасного применения товара, а также иные сведения, которые в соответствии с законами Республики Казахстан являются обязательными для представления потребителю либо предусмотрены договором, заключенным между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем).

Информация о товаре доводится до сведения потребителя на казахском и русском языках в документации, прилагаемой к товару, на потребительский таре, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Потребителю должны быть предоставлены сертификаты соответствия или декларация о соответствии, в том числе импортного товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия.

Информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, считается не предоставленной.

Также, Департамент сообщает, что в соответствии со ст. 203 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее КоАП) за продажу товаров индивидуальными предпринимателями и организациями, осуществляющими торговую деятельность, без документов, содержащих сведения о стране происхождения, об изготовителе, поставщике или продавце либо достоверную и достаточную информацию о товаре (услуге) на казахском и русском языках предусмотрен административный штраф, который налагается уполномоченным органом, осуществляющим контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и органами государственных доходов.

Вопрос 2. Куриная продукция при розничной реализации взвешивается в упаковке изготовителя, хотя на упаковке указана масса (нетто). Как поступить в таких ситуациях?

Ответ: В соответствии с п.12 ст. 24 продавец обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен…

Соответственно, если на ярлыке указан вес и стоимость товара, продавец обязан продать согласно указанной информации, и не производить взвешивание с учетом тары.

Также, покупатели должны знать, что обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, предусматривает административную ответственность по статье 190 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 685 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 190 рассматривают органы внутренних дел.

Вопрос -3: В мебельном салоне приобрели диван. Он оказался неудобным: в центре подушка проваливается вниз, сидя на боковых подушках сильно скатываешься к центру, на спинку нельзя опереться т.к. она очень жесткая. На просьбы вернуть деньги и забрать диван директор магазина отказывает, говорит, что товар возврату не подлежит. Можно по закону вернуть деньги?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 14 Закона покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.

В соответствии со ст.30 Закона продавец обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение 14 календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара, за исключением: лекарственных средств, изделий медицинского назначения; нательного белья; чулочно-носочных изделий; животных и растений; метражных товаров, а именно тканей из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, лент, кружева, тесьмы, проводов, шнуров, кабелей, линолеума, багета, пленки, клеенки.

За просрочку выполнения требований потребителя продавец (изготовитель), допустивший такие нарушения, выплачивает потребителю неустойку в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки, если иное не установлено законами Республики Казахстан.

Для защиты своих прав потребитель может обратиться:

  • с досудебным письменным заявлением к продавцу (исполнителю), нарушившему право;
  • в общество защиты прав потребителей;
  • в суд с исковым заявлением.

Законодательством РК о защите прав потребителей предусмотрен досудебный порядок рассмотрения споров, как обязательная стадия процесса защиты прав потребителей - обращение потребителя или общества защиты прав потребителей с письменным заявлением к продавцу (исполнителю).

Если купленный Вами товар оказался неисправным, а услуга некачественной, обязательно воспользуйтесь своими правами в соответствии с Законом.

Галерея фотографий

Loading carousel items...