Для слабовидящих аА
Официальный сайт

Будь грамотным потребителем!


Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Восточно-Казахстанской области (ВКО, г. Усть-Каменогорск, ул. Бурова 20, тел.: 8(7232)-26-37-40, факс: 8(7232)-57-79-91, e–mail: oskemen@economy.gov.kz.) разъясняет положения Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей" от 4 мая 2010 года №274- IV (далее –Закон).

Вопрос 1. В торговом доме приобрела пальто. В бутике из-за темного освещения не разглядела, как пальто на мне сидит, дома обнаружила, что немного великовато. Попыталась обменять пальто на размер меньше, но нужного для меня размера нет. Продавец отказывается возвращать деньги. Как быть?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 14 Закона покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона согласно которой, продавец обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара, за исключением: лекарственных средств, изделий медицинского назначения; нательного белья; чулочно-носочных изделий; животных и растений; метражных товаров, а именно тканей из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, лент, кружева, тесьмы, проводов, шнуров, кабелей, линолеума, багета, пленки, клеенки.

При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.

В случае отказа продавца вернуть оплаченную за товар сумму, в соответствии со статьей 22 Закона потребитель вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), потребитель вправе обратиться в суд.

Вопрос 2. Покупаем хлеб по цене 75 тенге за 1 булку. В некоторых магазинах вес1 булки хлеба 500 гр., в некоторых магазинах -465 гр. Как можно уточнить вес и стоимость хлеба?

Ответ: В соответствии со статьей 10 Закона потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре, а также о продавце.

Также, в соответствии со статьей 24 Закона продавец обязан предоставить информацию о товаре, о продавце на казахском и русском языках, а также продать товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен…

Согласно статье 25 Закона информация о товаре в обязательном порядке должна содержать:

- наименование товара,

- товарный знак изготовителя;

- страну происхождения товара;

- стоимость и условия приобретения товара;

- дату и место изготовления, срок службы и срок годности, срок хранения товара..;

- наименование, местонахождение (юридический адрес) продавца, местонахождение индивидуального предпринимателя или юридического лица, уполномоченного продавцом на принятие претензий от потребителя..;

- величину массы (нетто), объем, количество и комплектность товара и т.д.;

Вышеуказанная информация должна быть отражена на упаковке товара либо на ценнике, кроме того согласно пункта 119 параграфа 2 Правил внутренней торговли каждая партия хлебобулочных и кондитерских изделий сопровождается товаротранспортной накладной с указанием времени выхода продукции из печи и документами об оценке (подтверждении) соответствия.

Также, покупатели должны знать, что обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, предусматривает административную ответственность по статье 190 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 685 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 190 рассматривают органы внутренних дел.

Вопрос 3. В кредит купили пылесос с гарантийным сроком 1 год. На 5 месяц сгорел двигатель. В гарантийной мастерской сказали, что таких двигателей нет. Что делать, если за кредит приходиться продолжать платить, а пылесос не работает?

Ответ: В соответствии со статьей 15 Закона, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены на товар аналогичной марки, замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Также, согласно пункту 5 статьи 30 Закона, в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец обязан удовлетворить требования потребителя, если не докажет, что недостатки в товаре возникли после их передачи потребителю вследствие нарушения потребителем правил пользования товара или его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Вместе с тем, соглашения по выданному вам кредиту остаются в силе, так как отношения по поводу кредита были оформлены между Вами и банком.

Для защиты своих прав потребитель может обратиться:

  • с досудебной претензией к продавцу (исполнителю), нарушившему право;
  • в общество защиты прав потребителей;
  • в суд с исковым заявлением.

Законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей предусмотрен досудебный порядок рассмотрения споров, как обязательная стадия процесса защиты прав потребителей - обращение потребителя или общества защиты прав потребителей с письменной претензией к продавцу (исполнителю).

Если купленный Вами товар оказался неисправным, а услуга некачественной, обязательновоспользуйтесь своими правами в соответствии с Законом.

Галерея фотографий

Loading carousel items...